Тяжелый крест достался ей на долю: Страдай, молчи, притворствуй и не плачь; Кому и страсть, и молодость, и волю - Всё отдала, - тот стал ее палач! Давно ни с кем она не знает встречи; Угнетена, пуглива и грустна, Безумные, язвительные речи Безропотно выслушивать должна: "Не говори, что молодость сгубила Ты, ревностью истерзана моей; Не говори!.. близка моя могила, А ты цветка весеннего свежей! Тот день, когда меня ты полюбила И от меня услышала: люблю - Не проклинай! близка моя могила: Поправлю всё, всё смертью искуплю! Не говори, что дни твои унылы, Тюремщиком больного не зови: Передо мной - холодный мрак могилы, Перед тобой - объятия любви! Я знаю: ты другого полюбила, Щадить и ждать наскучило тебе... О, погоди! близка моя могила - Начатое и кончить дай судьбе!.." Ужасные, убийственные звуки!.. Как статуя прекрасна и бледна, Она молчит, свои ломая руки... И что сказать могла б ему она?.. (Весна 1855) |
Примечания
Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 99-100.
Впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. 131-132. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".
Черновой автограф, включающий ст. 13-16 и отдельный па-бросок, относящийся к этому стихотворению, - ГБЛ (Зап. тетр. No 3, л. 80). Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 109 об. - 110 об.).
В Ст 1879 ошибочно датировано: "1856". Наличие автографов в названных тетрадях дает основание уверенно датировать это стихотворение весною 1855 г.
С. И. Пономарев считал, что в стихотворении речь идет о матери Некрасова (Ст 1879, т. IV, с. XLVI). Возражая Пономареву, Н. Г. Чернышевский писал: "... дело идет о совершенно иной женщине, о той, любовь к которой была темою стольких лирических пьес Некрасова" (Чернышевский, т. I, с. 750). Стихотворение посвящено А. Я. Панаевой и навеяно обострением болезни Некрасова весною 1855 г. (см. ниже комментарий к "Последним элегиям").
В 1889 г. в беседе со своим литературным секретарем М. П. Красновым Чернышевский назвал это стихотворение "лучшим лирическим произведением на русском языке" (ЛН, т. 49- 50. М., 1949, с. 602).
Положено на музыку (К. Кехрибарджи, 1875; Я. Ф. Пригожий, 1877; А. С. Фаминцын, 1889).