1 Темно в хате, душно в хате; Пляшут ложки на столе. Скачет ведьма на ухвате, Едет черт на помеле. Светло в хате, чисто в хате; Вышла баба из трубы, Набрала воды в ушате, Загадала на бобы. "Приходите, черти, змеи! Пир дадим, сестра-душа!" И сняла колдунья с шеи Двухаршинного ужа... 2 Ветер свищет, ветер вьется, Воет бор, ревет ручей; Вдаль по воздуху несется Стая леших и чертей. Поле стонет, поле плачет, Завывает, словно волк; По земле ползет и скачет Змей гремучих целый полк. Вползли змеи в двери хаты, Черти с шумом из трубы, Безобразны и рогаты, Повалились, как грибы. 3 Обниманья, сплетни, говор, Всякий хочет угодить; Черный уж, колдуньин повар, Стал меж тем уху варить. И покуда мыл он плошки, Все, без скрипки, без смычка, Под напев голодной кошки, Принялись за трепачка... ... ... ... ... . 4 Славно пляшет на три сорта Сатанинская семья! И колдунья, сватья черта, От восторга не своя. Что за праздник! песни, хохот, Крик, блеянье, волчий вой, Львиный рев и конский топот, Зев и говор громовой. Любо это ей до смерти! Вдруг запели петухи, И пропали гости-черти, Не дождавшися ухи. <1839> |
Примечания
Печатается по тексту первой публикации.
Впервые опубликовано: МиЗ, с. 55-57.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.
Автограф не найден.
Стихотворение - свободная вариация фольклорных рассказов о празднествах нечистой силы, отразившихся и в литературе. Ср., например, описание шабаша ведьм в новелле Порфирия Байского (О. М. Сомова) "Киевские ведьмы" (Новоселье. СПб., 1833, с. 331-359), послужившей источником "Гусара" Пушкина (1833). Ср. также близкие описания у Гоголя - в "Пропавшей грамоте" (где "бесовское племя" отплясывает "какого-то чертовского тропака" - Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. I. [M. -Л.], 1940, с. 186) и вторую сцену в церкви в "Вие" ("сквозь окна и двери посыпалось с шумом множество гномов"; с криком петуха они улетают - там же, т. II. [М. -Л.], 1937, с. 574-575, редакция 1835 г.). "Конский топот" ("конский топ") входит в звуковую картину шабаша в "сне Татьяны" ("Евгений Онегин", глава V, строфа XVII).