1 Ох, времечко! Скорехонько Летишь ты, хоть без крыл. Уж двадцать лет ровнехонько, Как в Питере я был. В питейном департаменте Служение имел, На каменном фундаменте Домишком я владел. С особами отличными В знакомстве состоял, Поклонами приличными Начальству угождал. Как всё переменилося! Мне Питер стал чужой; Всё новое явилося, Чуть пахнет стариной! Секрет мой обнародовать Вновь прибыл я в него, Хоть много израсходовать Пришлось мне для того. Одно мне утешительно, Что ведать кой-кому Секрет такой спасительно. Приступим же к нему: Грамматику, эстетику Из мысли я прогнал. Люблю лишь арифметику, От ней богат я стал. Сперва я от деления Немало получил: Начальник отделения Делить меня учил. По мере повышения Мой капитал толстел И рос - от умножения Просителей и дел. Дало плод вычитание, Как подчиненным я Не брать дал приказание, За вычетом себя. Сложив всё, в заключении Сложенье я узнал, И вышел от сложения Изрядный капитал. Хоть шиворот-навыворот Я правила прошел, Не выведут за шиворот, Куда б я ни вошел! До Павловска катался я Железной мостовой, Парами восхищался я - Не столько быстротой! В воксале, в упоении, Прослушал я цыган: Вот, доложу, уж пение - Что палкинский орган! .. Смотрел намедни "Фебуса" ... В нем Сосницкий лихой... Ну точно у Брамбеуса, Смешливый слог такой. Я надорвал животики, От смеха лопнул фрак! Читая "Библиотеки", Не хохотал я так!.. Пришлося "Титулярных" раз Мне как-то посмотреть, Вот здесь так, уверяю вас, Другому б умереть! Над ними, посудите-ка, Смеются так, что страх; Ну, это просто критика: Я сам в таких чинах!.. Вчера смотрел Тальони я, Притом еще в "Тени": В поступках - благовония И прелести одни. Что это за чудесница! Не жаль пяти рублей! Отменно пляшет крестница, - Но далеко до ней... Весь Невский, чудо Питера, На ваньке облетел; На вывеске кондитера Я диво усмотрел: Там в "Пчелку" с умилением Турецкий франт глядит, Читает с наслаждением Гречанка "Инвалид". Он в красках всё прелестнейших Представил напоказ; Таких вещей чудеснейших И в Пскове нет у нас! Не ждал, чтоб ум в кондитере Был сметлив так, клянусь... Уж подлинно, что в Питере Во всем изящный вкус... Трубой какой-то внутренней На Невский из земли Светящий до заутренней Газ немцы провели. Накрыт стеклянной шапкою, Огонь большой такой Горит гусиной лапкою! Ну так... что день-деньской! Прощайте! оставляю вас. Чувств много, мало слов! В Кунсткамеру бегу сейчас, А завтра еду в Псков... (2). Снова - здорово! Хоть друг я в аккуратности, Хоть я не ротозей, Избегнуть коловратности Не мог я в жизни сей. Вернуться с первой станции Я в Питер должен был, Понеже в нем квитанции По делу позабыл. В великую конфузию Был тем я приведен, Как будто бы контузию Мне дал Наполеон. Меня так озадачило, Что тут же на пути, Как в лихорадке, начало В санях меня трясти. Я чуть не обморозился, Не мог ни есть, ни спать; Приехав, прямо бросился Квитанции искать. Хозяйка той гостиницы, Где я стоял, была В тот день у именинницы И комнат не мела. "Ну, это, - молвил радостно Я сам себе, - к добру! " Искал с надеждой сладостной И всё нашел в сору... Душа в каких-то сладостях Тонула у меня; Я в Питере, на радостях, Остался на три дня. На Невском у механика Казал мне кум Антип Картины, в виде пряника, - То есть - дагерротип. Божуся вам сурьезно я: Их солнышко печет; Ну, штука прекурьезная: Немецкий всё расчет! Ходил я в Академию "Помпею" ту смотреть, За что Брюллову премию Пришлося возыметь. Вот это прелесть сущая! Картина вся в огнях, Народу там тьма-тьмущая Пешком и на конях. И видно, что с постели их Спугнул всех ночью страх: Иные без сапог из них, Иные в колпаках. Там мальчик, такой душенька, На улице лежит И точно мой Петрушенька Глазенками глядит. Там деньги, ради прибыли, Сбирает с мостовой, Согнувшись в три погибели, Кащей такой седой. На псковского подьячего Похож, ни дать, ни взять, Теперь с того не для чего Портрета рисовать. Там дама авантажная Катилась впопыхах; Хоть одноколка важная, А вся расшиблась в прах. Сумятица ужасная! Помпея же в пожар Уселася, несчастная, Одна на тротуар. Какой-то хват пригоженький С собой старушку звал: Куда! - Отнялись ноженьки: Последний день настал. Отменно нарисовано, Отличнейшая вещь! Я был к ней как прикованный, Впился в нее как клещ. Так живо представляется, Что хоть рукой бы взять. Брюллов наш отличается, Уж нечего сказать!.. Конторы все питейные, Горевшие в ту ночь, Заводы оружейные Потрафил он точь-в-точь. Я думал: не в чаду ли я ? Похоже чудо как; Был в то время в Туле я: Действительно, всё так. Создатель! Что за множество Там разных этих зал; Я всякого художества Там пропасть повстречал. А лучше всех красуется Статуя мужика: Он важно в бабки дуется, И видно, что битка! По выходе из комнат сих Я мимо сфинок шел И было не заметил их, Да надпись вдруг прочел: "Мемноновым представлены В святый наш Петроград, На пристань здесь поставлены". Действительно, стоят. Скажу, огромные сии Две сфинки - чудеса: В фалборках, как из кисеи, Закрыты волоса. Таких чудных окроме я Не видел отродясь: У них физиономия Такая, как у нас! Вот выдумка забавная - В театре маскерад! Попировал там славно я, Уж подлинно впопад. Как в дни великопостные, Во всей таки красе, Такие пресурьезные, Там в шляпах ходят все. На всех салопы черные До самых до колен, А на иных отборные Наряды всех племен; Как будто с чайных ящиков Пришли все в маскерад. Кабы достать образчиков Весь Псков наш будет рад. Уж стали бы отхватывать Мазурку - ай-люли! Сумели б всех порадовать, Как в пляс бы мы пошли. А здесь что? - Как уходятся - Расходятся домой; За это деньги плотятся: Обычай уж такой!.. Раскланяюсь почтительно Теперь без дальних слов; Прощайте! Уж действительно Я завтра еду в Псков! (3). БЕДА НЕМИНУЧАЯ И РАДОСТЬ МОГУЧАЯ Проплакали отчаянно Пять суток мы с женой: Стряслась беда нечаянно Над нашей головой. У черта сердце сжало бы - Случись такой изъян: На барина две жалобы Пришло к нам от крестьян; Донос их на господчика Упрятал я под спуд, За то меня, молодчика, Упрятали под суд. Прочли то есть нотацию,- Хоть просто умирать! Вписали в аттестацию: К местам не принимать. Ну где ж тут правосудие, Я б всякого спросил?.. Чуть только вышел в люди я, Брюшко чуть отрастил, Количество изрядное Деньжонок позашиб; Житье-то было б знатное, Да вдруг - и скушал гриб... Скажите, - как правительство Изволит рассуждать: Вишь, я чиню грабительство! С чего б им это взять?.. Ходил всегда я в нанковых, Не то чтобы в трико, Не брал бумажек банковых И не тянул клико, Умел всегда делишечки Чистехонько вести, И только разве лишечки Пришлось мне загрести. В суде не валежирствовал, Не делал тяп да ляп; Ни с кем не дебоширствовал: Не всё ж ведь цап-царап... Да что же?.. Я утешуся, Лиха ль еще беда! Не бойтесь - не повешуся! Найду кусок всегда! Я поступлю в компанию: Довольно их зело; Приличную по званию Я выберу - назло!.. С женою от Аничкина Извозчика я взял,- "Льва Гурыча Синичкина" Глядеть каприз припал... Да сбился я афишками, И вышел тут крючок: С различными делишками Шел Пантелей Жучок. Он человек, как водится, Сенатский, деловой; Да от жены приходится Пропасть, хоть с головой. Всё дело-то в нотациях: Толкуют то и се; На тонких экскузациях Основано тут всё. Скажу: в большом был горе я, Бедняга Деловой! Такая же история, Вот точно как со мной!.. Зато нас с Василисою Утешила - вон та, Что( хочет быть актрисою), Такая суета. Мне кажется, что шутствует Она напрасно так: Актрисой ведь присутствует Она давно никак? Еще тут есть отменнейший, Честнейший человек, Расчетливый, почтеннейший, Одесский то есть грек. Так сердце к нему клонится, Ведь как умен, злодей! Приятно б познакомиться: Люблю таких людей!.. На днях смотрел "Парашеньку"- Нет прелестям конца! На крестницу Евлашеньку В ней сходство есть лица. Тут очень уморительно Всех Гусева смешит, Тут пляшут так чувствительно, Что плачут все навзрыд. Печальная оказия! Не видел ввек такой: Чуть сам не выл в экстазе я - Уважил Полевой! В окошко на пришпекте я Фигуру видел раз; Признаться: стал в решпекте я, Глядел почти что с час. Вертится тут помещица, Ну точно дама пик; Я думал, мне мерещится И стал-таки в тупик. С испуга я зажмурился, Но вдруг открыл глаза И чуть было не втюрился, Такая ведь краса!.. Что ж это?.. У завивщика, Так просто, для проказ, Машина, вроде живчика, Вертится напоказ. Меня сначала мучило, Стоял я как дурак; А вышло - просто чучело... И всё-то в жизни так!.. Намедни, кажись в пятницу, Иду повеся нос, Встречаю вдруг сумятицу И вижу: тут курьез. Коляска самокатная Катит без лошадей: Работа деликатная, Не русских, знать, затей... И лодка б так не плавала На полных парусах - Как будто бы два дьявола Уселись в колесах... Но здесь я закалякался, А дома ждет жена; Ну, как бы я не всплакался: Задорлива она! Живу в Грязной покудова, Не плачу ни о чем; А в Псков меня отсюдова Не сманят калачом. Мне здешнее правительство Оказывает честь: В газеты, с местом жительства, Меня велело внесть; Чин, имя и фамилия - Всё внесено в столбец. Ведь это значит - в силе я, Каков я молодец?.. Итак - мое почтение! Готовый быть по гроб У вас во услужении (Феклист Онуфрич Боб) (1840) |
Примечания
Печатается по тексту первой публикации.
Впервые опубликовано: <1> - П, 1840, No2 (ценз. разр. - 20 февр. 1840 г.), с. 132, с подписью: "Феоклист Боб" (в оглавлении: "Сложил Феоклист Анифриевич Боб"); <2> Снова - здорово!-П, 1840, No 3 (ценз. разр. - 30 марта 1840 г.), с. 105-106, с подписью: "Феоклист Боб" (в оглавлении: "Провинциальный подьячий в Петербурге, или Снова - здорово"; "Сложил Феоклист Анифриевич Боб"); <3> Провинциальный подьячий опять в Петербурге. Беда неминучая п радость могучая - П, 1840, No 7 (ценз. разр. -31 июля 1840 г.), с. 49-50, с подписью: "Феклист Ояуфрич Боб" (в оглавлении: "Сложил Феоклист Онуфриев сын Боб").
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920 (ст. 25-48, 149-252); ПССт 1927 (полностью).
Автограф не найден.
"Провинциальный подьячий в Петербурге" - первое стихотворение Некрасова, одобренное В. Г. Белинским, который писал: "Очень забавны куплеты "Провинциальный подьячий в Петербурге"; они так всем понравились и уже так всем известны, что мы не имеем нужды выписывать их" (Белинский, т. IV, с. 169). В связи с успехом стихотворения Некрасов в 1841 г. вывел "провинциального подьячего" Феоклиста Боба в качестве главного действующего лица в своем водевиле "Феоклист Онуфрич Боб, или Муж не в своей тарелке".
<1>
Люблю лишь арифметику... - В этих стихах о "четырех правилах арифметики" угадывается несомненное сходство с куплетами из водевиля Ф. А. Кони (1809-1879) "Девушка-гусар", с большим успехом исполнявшимися В. Н. Асенковой в Александрийском театре. Некрасов придал этому мотиву характер сатиры на чиновников-взяточников (см.: Евгеньев-Максимов В. Е. др. - Некрасов и театр. Л. -М., 1948, с. 29).
До Павловска катался я Железной мостовой... - Первая в России железная дорога Петербург-Павловск протяженностью в 25 верст была полностью открыта для движения в 1838 г. В первые годы многие "катались" по ней для развлечения.
Воксал - это слово употреблялось в значении "концертным зал" (ср.: Даль, т. I, с. 232). "Воксал" в Павловске был открыт в 1838 г. Позже (в 1844 г.) Некрасов подробно описал его в фельетонном цикле "Петербургские дачи и окрестности" (см.: ПСС, т. V, с. 467-468).
Палкинский орган - здесь: оркестр в ресторане Палкина в Петербурге.
"Фебус" - водевиль Н. А. Коровкина "Фебус, провинциальный певец" (переделка с французского). Шел на сцене Александрийского театра в сезон 1839/1840 гг.
Сосницкий И. И. (1794-1871) - известный русский актер, с особенным успехом выступавший в комедиях и водевилях.
Брамбеус - Барон Брамбеус - псевдоним писателя и журналиста О. И. Сенковского (1800-1858), редактора "Библиотеки для чтения".
Читая "Библиотеки" - т. е. номера "Библиотеки для чтения".
"Титулярные" - водевиль Ф. А. Кони "Титулярные советники в домашнем быту". Шел на сцене Александрийского театра в сезон 1839/1840 гг.
Тальони М. (1804-1884) - известная танцовщица, родом из Италии, прима-балерина парижской Большой оперы. В Петербурге гастролировала в 1837-1842 гг.; выступала, в частности, в балете Маурера "Тень", который был поставлен в Петербурге балетмейстером Ф. Тальони, отцом балерины.
Ванька - легковой извозчик.
"Пчелка" - официозная газета "Северная пчела", надравшаяся в ту пору Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем.
"Инвалид" - газета "Русский инвалид", выпускавшаяся военным министерством.
Газ немцы провели. - Подробно о ходе работ по газовому освещению Петербурга в 1820-1840-х гг. см.: Греч А. Весь Петербург в кармане. Справочная книга. СПб., 1851, с. 117-119.
Кунсткамера - старейший русский государственный естественнонаучный музей, созданный по распоряжению Петра I в 1714 г. и открытый для обозрения в 1719 г. (ныне - Музей антропологии и этнографии АН СССР в Ленинграде).
<2> СНОВА - ЗДОРОВО!
Дагерротип - см. выше, с. 665, комментарий к стихотворению "Наш век".
Ходил я в Академию "Помпею" ту смотреть... - Известная картина К. П. Брюллова (1799-1852) "Последний день Помнен", завершенная в 1833 г., была выставлена в Академии художеств.
За что Брюллову премию Пришлося возыметь. - В 1834 г. на выставке в Лувре картина "Последний день Помпеи" была удостоена большой золотой медали.
Авантажная - видная, представительная.
А лучше всех красуется Статуя мужика: Он важно в бабки суется... - Статуя "Парень, играющий в бабки" (1836) работы скульптора Н. С. Пименова (1812-18С4) была выставлена в Академии художеств. Описана в стихотворении А. С. Пушкина "На статую играющего в бабки" (1836).
Битка_ - бойкий, опытный, смелый человек.
Я мимо сфинок шел ~ На пристань здесь поставлены". - "Сфинки" - два гранитных сфинкса, привезенные в Петербург из Египта и поставленные на набережной Невы возле Академии художеств. Первоначально на их пьедесталах была высечена следующая надпись: "Сии огромные сфинксы, посвященные за XXV веков знаменитому Мемнону (фараону Аменофу III), перевезены в град Святого Петра в царствование императора Николая I и поставлены на сей гранит в 1834 году". Эта напыщенная надпись, проникнутая раболепием перед самодержцами (Николаем I и египетским фараоном Мемноном), была предметом многочисленных насмешек. В "Провинциальном подьячем" Некрасов пародировал ее. В его стихах Мемнон "превратился" в Мемнопова. Такое "превращение" имело свою художественную мотивировку: ведь повествование велось от лица невежественного провинциала Феоклиста Боба, который и сфинксов называл "сфинками" (подробно об этом см.: Гаркави А. М. Из разысканий о Некрасове. - О Некр., вып. II, с. 295-296).
В фалборках, как из кисеи, Закрыты волоса. - Фалборки - уменьш. от фалбора (правильнее - фалбала, от англ. falbola) - оборки, декоративные складки (на платье, портьерах и т. п.).
<3> ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ПОДЬЯЧИЙ ОПЯТЬ В ПЕТЕРБУРГЕ
БЕДА НЕМИНУЧАЯ И РАДОСТЬ МОГУЧАЯ
Да вдруг - и скушал гриб... - В просторечии - не дождался ожидаемого, обманулся.
Ходил всегда я в нанковых, не то чтобы в трико... - т. е. одевался бедно (нанка - дешевая хлопчатобумажная ткань, трико - вид шерсти).
Клико - французское вино (сорт шампанского).
... от Аничкина... - т. е. от Аничкова моста (через Фонтанку, на Невском проспекте).
"Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" - водевиль Д. Т. Ленского (1805-1860), поставленный в Александрийском театре в 1840 г. (в 1839 г. - в Малом Театре в Москве).
Пантелей Жучок - персонаж комедии Ф. А. Кони "Деловой человек, или Дело в шляпе", поставленной в Александрийском театре 31 мая 1840 г. Жучок ревнует свою жену к молодому чиновнику Горскому и в связи с этим попадает в комические ситуации.
На тонких экскузациях... - т. е. отговорках, извинениях (от лат. excusatio); скрытая цитата из высказываний Пантелея Жучка.
Что кочет быть актрисою... - намек на название водевиля П. С. Федорова (1803-1879) "Хочу быть актрисой, или Двое за шестерых", поставленного в Александрийском театре 31 мая 1840 г.
Одесский то есть грек. - Константин Константинович Омега, персонаж водевиля "Хочу быть актрисой...", тип скряги.
На днях смотрел Парашеньку... - т. е. Парашу в драме Н. А. Полевого (1796-1846) "Параша-Сибирячка", поставленной в Александрийском театре в январе 1840 г. Роль Параши исполняла В. Н. Асенкова (см. на с. 625-626 наст, тома, комментарий к стихотворению "Памяти <Асенко>вой>).
Гусева Е. И. (1787?-1853) - известная комическая актриса Александрийского театра.
В окошке на пришпекте я Фигуру видел раз... - Сходный комический эпизод описан в рассказе Некрасова "Двадцать пять рублей", 1841 (см.: ПСС, т. V, с. 117-119).
Решпект (нем. Respekt) - уважение, почтение.
Грязная - улица в Петербурге (ныне ул. Марата).