Зачем меня на части рвете, Клеймите именем раба?.. Я от костей твоих и плоти, Остервенелая толпа! Где логика? Отцы - злодеи, Низкопоклонники, лакеи, А в детях видя подлецов, И негодуют и дивятся, Как будто от таких отцов Герои где-нибудь родятся? Блажен, кто в юности слепой Погорячится и с размаху Положит голову на плаху... Но кто, пощаженный судьбой, Узнает жизнь, тому дороги И к честной смерти не найти. Стоять он будет на пути В недоумении, в тревоге И думать: глупо умирать, Чтоб им яснее доказать, Что прочен только путь неправый; Глупей трагедией кровавой Без всякой пользы тешить их! Когда являлся сумасшедший, Навстречу смерти гордо шедший, Что было в помыслах твоих, О публика! одну идею Твоя вмещала голова: "Посмотрим, как он сломит шею!" Но жизнь не так же дешева! Не оправданий я ищу, Я только суд твой отвергаю. Я жить в позоре не хочу, Но умереть за что - не знаю. (24 июля 1867) |
Примечания
Печатается по ПССт 1927, с. 147--148.
Впервые опубликовано: Н. А. Некрасов в воспоминаниях современников, письмах и несобранных произведениях. Сост. Ч. Вет-, ринский. М., 1911, с. 282--283.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920. ,;
Черновой автограф - ИРЛИ, ф. 203, No 33, л. 1 (варианты его (ст. 5--10, 24--29) впервые опубликованы В. Е. Евгеньевым-Мак-симовым: Современник, 1914, No 10, с. 44).
Местонахождение белового автографа в настоящее время неизвестно. Частично этот текст приведен в кн.: Чуковский К. И. Поэт и палач. Пгр., 1922, с. 6--7, с ошибочной ссылкой на Ст 1920, где помещен вариант первой публикации; полностью опубликован К. И. Чуковским в ПССт 1927. Тот же текст, с разночтениями в ст. 18 и 27, см. во всех послевоенных изданиях, начиная с ПСС. Беловой автограф стихотворения был передан автором незадолго до смерти Г. З. Елисееву. На нем была помета: "24 июля 1867. Карабиха. Пиши для себя". На полях приписка: "Это написано в минуту воспоминаний о мадригале. Хорошую ночь я провел!". Елисеев пытался опубликовать произведение во "Внутреннем обозрении" No 1 "Отечественных записок" за 1878 г., посвященном в первой своей части похоронам Некрасова. Цензура вырезала эту часть обозрения. В указанный выше сборник Чешихина-Ветринского вошел именно этот текст стихотворения с разночтениями в ст. 7 и 9--10, видимо, цензурного происхождения. Статья Елисеева со стихотворением Некрасова увидела свет впервые в изд.: Пролетарские писатели - Некрасову. Л. --М., 1928.
Копия из архива А. Н. Пыпина, снятая неизвестной рукой с гранок текста "Отечественных записок", с прибавлением рукою Пыпина описания автографа Некрасова,-- ИРЛИ, 2136, л, 2.
В стихотворении "Зачем меня на части рвете..." отражено состояние духа Некрасова, трагически переживавшего свой ложный шаг - выступление в Английском клубе с "мадригалом" Муравьеву Вешателю (см. комментарий к стихотворению "Ликует враг, молчит в недоуменье..." - наст. изд., т. II, с. 429--430, к "Медвежьей охоте" - выше, с.. 393; см. также в указанной выше книге К. И. Чуковского "Поэт и палач").
Горькие воспоминания о "мадригале" Муравьеву и ярость против "остервенелой толпы" охватили поэта, возможно, после прочтения в "Русском вестнике" (1867, No 2) стихотворения А. А. Фета "Псевдопоэту", в котором тот клеймил Некрасова словами "презренный раб". Ср. перекличку с этой филиппикой в вариантах наборной рукописи сатиры "Суд" (Другие редакции и варианты, с. 294-295).
Низкопоклонники, лакеи...-- Ср. этот стих и его вариант в черновом автографе ИРЛИ ("низкопоклонные лакеи" - см.: Другие редакции и варианты, с. 298) со стихотворением Фета "Псевдопоэту": "Влача по прихоти народа в грязи низкопоклонный стих" (Фет А. А. Вечерние огни. М., 1971, с. 77).
Как будто от таких отцов Герои где-нибудь родятся? -- Ср. Ь "Недавнем времени": "Таковы ли бывают отцы, От которых герои родятся?..".
Блажен, кто в юности слепой ~ Положит голову на плаху... - реминисценция десятой строфы главы 8 пушкинского "Евгения Онегина": "Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел...".
Я жить в позоре не хочу, Но умереть за что -- не знаю.-- Ответ на эти сомнения Некрасов вкладывает в уста "пророка" в стихотворении 1874 г. "Пророк" (ст. 7--8).