end tmpl_menu_down_add -->

Эй, Иван! (тип недавнего прошлого)


 Тип недавнего прошлого

Вот он весь, как намелеван,
Верный твой Иван:
Неумыт, угрюм, оплеван,
Вечно полупьян;
На желудке мало пищи,
Чуть живой на взгляд.
Не прикрыты, голенищи
Рыжие торчат;
Вечно теплая шапчонка
Вся в пуху на нем,
Туго стянут сертучонко
Узким ремешком;
Из кармана кончик трубки
Виден да кисет.
Разве новенькие зубки
Выйдут - старых нет...

Род его тысячелетний
Не имел угла -
На запятках и в передней
Жизнь веками шла.
Ремесла Иван не знает,
Делай, что дают:
Шьет, кует, варит, строгает,
Не потрафил - бьют!
"Заживет!" Грубит, ворует,
Божится и врет
И за рюмочку целует
Ручки у господ.
Выпить может сто стаканов -
Только подноси...
Мало ли таких Иванов
На святой Руси?..

"Эй, Иван! иди-ка стряпать!
Эй, Иван! чеши собак!"
Удалось Ивану сцапать
Где-то четвертак,
Поминай теперь как звали!
Шапку набекрень -
И пропал! Напрасно ждали
Ваньку целый день:
Гитарист и соблазнитель
Деревенских дур
(Он же тайный похититель
Индюков и кур),
У корчемника Игнатки
Приютился плут,
Две пригожие солдатки
Так к нему и льнут.
"Эй вы, павы, павы, павы!
Шевелись живей!"
В Ваньке пляшут все суставы
С ног и до ушей,
Пляшут ноздри, пляшет в ухе
Белая серьга.
Ванька весел, Ванька в духе -
Жизнь недорога!

Утром с барином расправа:
"Где ты пропадал?"
-"Я... нигде-с... ей-богу... право...
У ворот стоял!"
-"Весь-то день?"... Ответы грубы,
Ложь глупа, нагла;
Были зубы - били в зубы,
Нет - трещит скула.
"Виноват!"- порядком струся,
Говорит Иван.
"Жарь к обеду с кашей гуся,
Щи вари, болван!"

Ванька снова лямку тянет,
А потом опять
Что-нибудь у дворни стянет...
"Неужли плошать?
Коли плохо положили,
Стало, не запрет!"
Господа давно решили,
Что души в нем нет.
Неизвестно - есть ли, нет ли,
Но с ним случай был:
Чуть живого сняли с петли,
Перед тем грустил.
Господам конфузно было:
"Что с тобой, Иван?"
-"Так, под сердце подступило",-
И глядит: не пьян!
Говорит: "Вы потеряли
Верного слугу,
Всё равно - помру с печали,
Жить я не могу!
А всего бы лучше с глотки
Петли не снимать"...
Сам помещик выслал водки
Скуку разогнать.
Пил детина ерофеич,
Плакал да кричал:
"Хоть бы раз Иван Мосеич
Кто меня назвал!"...

Как мертвецки накатили,
В город тем же днем:
"Лишь бы лоб ему забрили -
Вешайся потом!"
Понадеялись на дружбу,
Да не та пора:
Сдать беззубого на службу
Не пришлось. "Ура!"
Ванька снова водворился
У своих господ
И совсем от рук отбился,
Без просыпу пьет.
Хоть бы в каторгу урода -
Лишь бы с рук долой!
К счастью, тут пришла свобода:
"С богом, милый мой!"

И, затерянный в народе,
Вдруг исчез Иван...
Как живешь ты на свободе?
Где ты?.. Эй, Иван!

(1867)

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. II, ч. 4, с. 139--146, где датировано 1867 г.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1868, No 1, с. 239--242, в части тиража, вместо сатиры "Суд" (см. выше, с. 404), вторично - ОЗ, 1868, No 2, с. 373--376, с подзаголовком: "(Типы недавнего прошлого)" и подписью: "Н. Некрасов".

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1869, ч. 4 (перепечатано: Ст 1873, т. II, ч. 4).

Первоначальный набросок ст. 29--32, без правки, в Зап. тетр. No 1,- ГБЛ, ф. 195, п. 5763, л. 89.

Черновой автограф, чернилами и карандашом, с заглавием: "Иван",- ГБЛ, ф. 195, п. 5755.2, л. 1-2.

Наборная рукопись, с незначительной правкой чернилами и карандашом, без даты; заглавие "Иван. (Тип недавнего прошлого)" исправлено красным карандашом на "Эй, Иван! (Тип недавнего прошлого)",-- ИРЛИ, ф. 203, No 39, л. 1--2.

А. Я. Панаева в "Воспоминаниях о домашней жизни Н. А. Некрасова" рассказывает о наемном слуге Петре ("Спруте") и дворовом человеке отца поэта, служившем у Некрасова кучером в Конце 1840-х гг., некоторые черты характера и приключения которых послужили, по всей вероятности, материалом для стихотворения "Эй, Иван!" (ЛН, т. 49--50, с. 550--571). Однако в окончательной редакции Некрасов отказался от ряда бытовых деталей использованных в черновом варианте.

После смерти поэта журнал "Свет" писал, имея в виду такие стихотворения как "Эй, Иван!", что "истинный непосредственный материал для своей народной поэзии Некрасов черпал только из впечатлений ранней юности, из периода доэмансипационного, и что последующий период жизни уже не вызывал в нем тех мучительных симпатий, которыми отмечено каждое его обращение к прошлому..." {Свет, 1879, No 10, с. 211).

Однако острый политический смысл стихотворения был понятен революционерам-семидесятникам, оно завоевало популярность среди политкаторжан. "Некоторые стихотворения,-- вспоминал один из них,-- "Мороз, Красный нос", "Коробейники", "Железная дорога", "Эй, Иван!", "Влас" и т. п. приходились особенно по сердцу представителям трудящихся слоев населения: они охотно перечитывали их, если были грамотны, по многу раз, или просили это делать других, когда не умели читать" (Дейч Лев. Н. А. Некрасов и семидесятники. - В кн.: Некрасов. Памятка ко дню столетия рождения. Пб., 1921, с. 9).

Уже в 1869 г. это произведение привлекло внимание цензуры. В донесении Цензурному комитету от 2 декабря 1869 г. о направлении "Отечественных записок" в 1868--1869 гг. цензор Н. Лебедев писал о стихотворении "Эй, Иван!": "В означенном небольшом стихотворении проведена всегдашняя мысль Некрасова об угнетенном положении низшего класса, здесь в самом возмутительном виде представлено положение бывшего крепостного человека, употреблявшегося на всевозможные работы и получавшего в награду одни побои" (Евгеньев-Максимов В. Е. В руках у палачей слова. - Голос минувшего, 1918, No 4--6, с. 86).

© timpa.ru 2009- открытая библиотека