end tmpl_menu_down_add -->

Горе старого Наума (Волжская быль)


  Волжская быль

1

Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход.
Наум - неглупый малый:

Задаром сняв клочок земли,
Крестьянину с охотой
В нужде ссужает он рубли,
А тот плати работой -

Так обращен нагой пустырь
В картофельное поле...
Вблизи - Бабайский монастырь,
Село Большие Соли,

Недалеко и Кострома.
Наум живет - не тужит,
И Волга-матушка сама
Его карману служит.

Питейный дом его стоит
На самом "перекате";
Как лето Волгу обмелит
К пустынной этой хате

Тропа знакома бурлакам:
Выходит много "чарки"...
Здесь ходу нет большим судам;
Здесь "паузятся" барки.

Купцы бегут: "Помогу дай!"
Наум купцов встречает,
Мигнет народу: не плошай!
И сам не оплошает...

Кипит работа до утра:
Всё весело, довольно.
Итак, нет худа без добра!
Подумаешь невольно,

Что ты, жалея бедняка,
Мелеешь год от года,
Благословенная река,
Кормилица народа!

2

Люблю я краткой той поры
Случайные тревоги,
И труд, и песни, и костры.
С береговой дороги

Я вижу сотни рук и лиц,
Мелькающих красиво,
А паруса, что крылья птиц,
Колеблются лениво,

А месяц медленно плывет,
А Волга чуть лепечет.
Чу! резко свистнул пароход;
Бежит и искры мечет,

Ущелья темных берегов
Стогласым эхом полны...
Не всё же песням бурлаков
Внимают эти волны.

Я слушал жадно иногда
И тот напев унылый,
Но гул довольного труда
Мне слышать слаще было.

Увы! я дожил до седин,
Но изменился мало.
Иных времен, иных картин
Провижу я начало

В случайной жизни берегов
Моей реки любимой:
Освобожденный от оков,
Народ неутомимый

Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...

3

Мечты!... Я верую в народ,
Хоть знаю: эта вера
К добру покамест не ведет.
Я мог бы для примера

Напомнить лица, имена.
Но это будет смело,
А смелость в наши времена -
Рискованное дело!

Пока над нами не висит
Ни тучки, солнце блещет,-
Толпа трусливого клеймит,
Отважным рукоплещет,

Но поднял бурю смелый шаг,-
Она же рада шикать,
Друзья попрячутся, а враг
Спешит беду накликать...

О Русь!...
.........................

4

Науму с лишком пятьдесят,
А ни детей, ни женки.
Наум был сердцем суховат,
Любил одни деньжонки.

Он говорил: "Жениться - взять
Обузу! А "сударки"
Еще тошней: и время трать,
И деньги на подарки".

Опровергать его речей
Тогда не приходилось,
Хоть, может быть, в груди моей
Иное сердце билось,

Хотя у нас, как лед и зной,
Причины были розны:
"Над одинокой головой
Не так и тучи грозны;

Пускай лентяи и рабы
Идут путем обычным,
Я должен быть своей судьбы
Царем единоличным!"

Я думал гордо. Кто не рад
Оставить миру племя?
Но я родился невпопад -
Лихое было время!

Забыло солнышко светить,
Погас и месяц ясный,
И трудно было отличить
От ночи день ненастный.

Гром непрестанно грохотал,
И вихорь был ужасен,
И человек под ним стоял
Испуган и безгласен.

Был краткий миг: заря зажгла
Роскошно край лазури,
И буря новая пришла
На смену старой бури.

И новым силам новый бой
Готовился... Усталый,
Поник я буйной головой.
Погибли идеалы,

Ушло и время... Места нет
Желанному союзу.
Умру - и мой исчезнет след!
Надежда вся на музу!

5

Судьба Наума берегла,
По милости господней
Что год - обширнее дела,
А сам сытей, дородней.

Он говорил: "Чего ж еще?
Хоть плавать я умею,
Купаюсь в Волге по плечо,
Не лезу я по шею!"

Стреляя серых куликов
На отмели песчаной,
Заслышу говор бубенцов,
И свист, и топот рьяный,

На кручу выбегу скорей:
Знакомая тележка,
Нарядны гривы у коней,
У седока - усмешка...

Лихая пара! На шлеях
И бляхи и чешуйки.
В личных высоких сапогах,
В солидной, синей чуйке,

В московском новом картузе,
Сам правя пристяжною,
Наум катит во всей красе.
Увидит - рад душою!

Кричит: "Довольно вам палить,
Пора чайку покушать!..."
Наум любил поговорить,
А я любил послушать.

Закуску, водку, самовар
Вносили по порядку
И Волги драгоценный дар -
Янтарную стерлядку.

Наум усердно предлагал
Рябиновку, вишневку.
А расходившись, обивал
"Смоленую головку".

"Ну, как делишки?" - "В барыше",-
С улыбкой отвечает.
Разговорившись по душе,
Подробно исчисляет,

Что дало в год ему вино
И сколько от завода.
"Накопчено, насолено -
Чай, хватит на три года!

Всё лето занято трудом,
Хлопот по самый ворот.
Придет зима - лежу сурком,
Не то поеду в город.

Начальство - други-кумовья,
Стряслась беда - поправят,
Работы много - свистну я:
Соседи не оставят;

Округа вся в горсти моей,
Казна - надежней цепи;
Уж нет помещичьих крепей,
Мои остались крепи.

Судью за денежки куплю,
Умилостивлю бога..."
(Русак природный - во хмелю
Он был хвастлив немного)...

6

Полвека прожил так Наум
И не тужил нимало,
Работал в нем житейский ум,
А сердце мирно спало.

Встречаясь с ним, я вспоминал
Невольно дуб красивый
В моем саду: там сети ткал
Паук трудолюбивый.

С утра спускался он не раз
По тонкой паутинке,
Как по канату водолаз,
К какой-нибудь личинке,

То комара подстерегал
И жадно влек в объятья.
А пообедав, продолжал
Обычные занятья.

И вывел, точно напоказ,
Паук мой паутину.
Какая ткань! Какой запас
На черную годину!

Там мошек целые стада
Нашли себе могилы,
Попали бабочки туда -
Летуньи пестрокрылы;

Его сосед, другой паук,
Качался там, замучен.
А мой - отъелся вон из рук!
Доволен, гладок, тучен.

То мирно дремлет в уголку,
То мухою закусит...
Живется славно пауку:
Не тужит и не трусит!

С Наумом я давно знаком:
Еще как был моложе,
Наума с этим пауком
Я сравнивал... И что же?

Уж округлился капитал,
В купцы бы надо вскоре,
А человек затосковал!
Пришло к Науму горе...

7

Сидел он поздно у ворот,
В расчеты погруженный;
Последний свистнул пароход
На Волге полусонной,

И потянулись на покой
И человек, и птица.
Зашли к Науму той порой
Молодчик да девица:

У Тани русая коса
И голубые очи.
У Вани вьются волоса.
"Укрой от темной ночи!"

- "А самоварчик надо греть?"
- "Пожалуй"... Ни минутки
Не могут гости посидеть:
У них и смех, и шутки,

Задеть друг дружку норовят
Ногой, рукой, плечами,
И так глядят... и так шалят,
Чуть отвернись, губами!

То вспыхнет личико у ней,
То белое, как сливки...
Поели гости калачей,
Отведали наливки:

"Теперь уснем мы до утра,
У вас покой, приволье!"
-"А кто вы?" - "Братец и сестра,
Идем на богомолье".

Он думал: "Врет! поди сманил
Купеческую дочку!
Да что мне? лишь бы заплатил!
Пускай ночуют ночку".

Он им подушек пару дал:
"Уснете на диване".
И доброй ночи пожелал
И молодцу и Тане.

В своей каморке на часах
Поддернул кверху гири
И утонул в пуховиках...
Проснулся: бьет четыре,

Еще темно; во рту горит.
Кваску ему желалось,
Да квас-то в горнице стоит,
Где парочка осталась.

"Жаль  не пришло вчера на ум!
Да я пройду тихонько,
Добуду! (думает Наум)
Чай, спят они крепонько,

Не скоро их бы разбудил
Теперь и конский топот..."
Но только дверь приотворил,
Услышал тихий шепот:

"Покурим, Ваня!"- говорит
Молодчику девица.
И спичка чиркнула - горит...
Увидел он их лица:

Красиво Ванино лицо,
Красивее у Тани!
Рука, согнутая в кольцо,
Лежит на шее Вани,

Нагая, полная рука!
У Тани грудь открыта,
Как жар горит одна щека,
Косой другая скрыта.

Еще он видел на лету,
Как встретились их очи,
И вновь на юную чету
Спустился полог ночи.

Назад тихонько он ушел,
И с той поры Наума
Не узнают: он вечно зол,
Сидит один угрюмо,

Или пойдет бродить окрест
И к ночи лишь вернется,
Соленых рыжиков не ест,
И чай ему не пьется.

Забыл наливки настоять
Душистой поленикой.
Хозяйство стало упадать -
Грозит урон великой!

На счетах спутался не раз,
Хоть счетчик был отменный...
Две пары глаз, блаженных глаз,
Горят пред ним бессменно!

"Я сладко пил, я сладко ел,-
Он думает уныло,-
А кто мне в очи так смотрел?..."
И всё ему постыло...

(7-10 августа 1874)

Примечания

Печатается по тексту первой публикации, с восстановлением ст. 73--96 и 141--148 по беловому автографу.

Впервые опубликовано: ОЗ, 1876, No 3, с. 51--60, с датой: "1874" и подписью: "Н. Некрасов", с изъятием по цензурным соображениям ст. 73--96 и 141--148 (перепечатано: Р. б-ка, с. 228--241).

Глава III, т. е. ст. 73--96, впервые опубликована К. И. Чуковским в "Заметке читателя": Речь, 1914, 3 янв., No 2, с. 2; ст. 141--148: ПССт 1967, т. III, с. 413.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.

Первоначальные наброски, чернилами и карандашом, без даты, среди набросков других стихотворений,-- ИРЛИ, ф. 203, No 36, л. 5 об. --6 об. и No 31, л. 8 об. (о последнем наброске см. ниже, с. 465, комментарий к циклу "Ночлеги").

Черновой автограф, чернилами, с авторской правкой карандашом и чернилами, содержащий многочисленные варианты, с датой в конце текста: "7 августа 1874 г., Лука",-- ИРЛИ, ф. 203, No 5, л. 7--12. Особенно показательны поиски Некрасовым наиболее точного образа в связи с принципиальной характеристикой сущности кулака (паук на яблоке, рябине, клене, дубе). Несколько раз поэт возвращается и к афористической строфе (ст. 145--148), отыскивая ей соответствующее место в окончательной редакции.

Наборная рукопись, чернилами, с цензорскими вычеркиваниями, правкой и пометами карандашом и чернилами самого Некрасова,-- ИРЛИ, ф. 203, No 5, л. 1--5. Ст. 73--96 и 109--148 перечеркнуты красным карандашом, затем черными чернилами. Надпись цензора сбоку на полях: "Не дозволено читать" - зачеркнута карандашом, в верхней части листа карандашная помета рукою Некрасова: "Набрать цифру III и первый стих, а потом 3 строки точек и затем цифра IV". Справа на полях весь текст, изъятый цензором, отчеркнут простым карандашом и сделана помета: "Не нужно". Рядом со ст. 109--148, на полях слева, снова цензорское указание: "Не дозволено читать". Эти строки на полях до ст. 140 отчеркнуты простым карандашом с пометой автора: "Чисто" (л. 3 и об.). Помета, видимо, означала указание наборщику набирать отчеркнутый текст, невзирая на цензорское запрещение. Именно эти строфы Некрасову и удалось отстоять: они были опубликованы в "Отечественных записках". Ст. 141--148 после красного карандаша перечеркнуты чернилами; рядом на полях карандашная надпись: "Не нужно". После ст. 89 в рукописи оставлено место и проставлено семь строк точек. Вероятно, Некрасов намеревался вернуться к разработке этих строф: незавершенные варианты их находятся в черновом автографе (см.: Другие редакции и варианты, с. 354). В конце текста слева перечеркнутая авторская помета чернилами: "Переписано 10 августа", слева подпись карандашом: "Н. Некрасов".

Помимо дат, указанных при публикации в "Отечественных записках" и автографах, время написания произведения подтверждается и письмом Некрасова к А. Н. Еракову от 10 августа 1874 г., отправленным из Чудовской Луки (ЛН, т. 51--52, с. 30), в котором Некрасов сообщает, что, прибыв в Луку 6 июня, он "30 дней читал только корректуры", а затем "принялся писать", и в числе произведений, созданных в эти дни, т. е. с 6 июля по 10 августа 1874 г., упоминает "Горе старого Наума".

В этом же письме Некрасов называет "Горе старого Наума" поэмой. О жанре этого произведения см.: Степанов Н. Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. М., 1971, с. 125; Гин, с. 124--125; Гаркави А. М. Поэма об исторических судьбах России ("Горе старого Наума"). - В кн.: О Некр., вып. 3, с. 121. К. И. Чуковский считал "Горе старого Наума" "стихотворной новеллой" {Чуковский К. И. Мастерство Некрасова. М., 1962, с. 234). В свое время на жанр этого произведения обратил внимание и П. Ф. Якубович-Мельшин, отнеся его к "маленьким поэмам" (Мельшин Л. (Гриневич П. Ф.) Очерки русской поэзии. СПб., 1904, с. 166).

По свидетельству земляков Некрасова, прототипом Наума послужил местный богач Понизовкин (см.: Первухин Н. По живым следам. Родовое гнездо Некрасова. - Красная нива, 1928, No 1, с. 11).

Современная поэту критика, говоря о поэме, обвиняла Некрасова в пренебрежении к поэтической форме, считая "Горе старого Наума" в художественном отношении несовершенным произведением (см., например, "Литературную летопись" В. М. <Маркова>: СПбВ, 1876, No 86), т. е. повторяла традиционные обвинения литературных и идейных противников поэта. У В. С<оловьева> особое негодование вызвали весьма прозрачные политические намеки: "Г-н Некрасов давно уже злоупотребляет этими пустынными воспоминаниями и намеками <...> Теперь все это производит впечатление надоевшего и беспричинного нытья по поводу старых бедствий, рассматриваемых в сильно увеличивающее стекло" (РМ, 1876, No 95). М. Е. Салтыков-Щедрин, получив экземпляр "Отечественных записок", где была напечатана поэма, спешит написать Некрасову из Ниццы: ""От<ечественные> зап<иски>" No 3 я получил. "Горе старого Наума"-- одна из прелестнейших Ваших вещей" (Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. и писем, т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 281).

Высокая оценка Салтыкова-Щедрина не случайна: ему было ясно, что Некрасов создал произведение большого социального смысла. В поэме нашел воплощение новый тип пореформенной действительности - кулак-эксплуататор, генетически связанный с образами других произведений ("Влас", "Современники"). Образ Наума имеет сложную семантику. Некрасов не просто обличает эксплуататорскую паучью сущность кулака, но показывает и его духовный крах: стяжательство лишило Наума элементарных человеческих чувств и радостей. Образ Наума - еще один приговор, вынесенный Некрасовым хищничеству, еще одно разоблачение власти капитала. Значение поэмы этим не ограничивается. Некрасов ведет речь о родине, о ее судьбах. В поэме звучит страстная вера во всепобеждающую силу народа, его будущее. Процитировав стихи "Мечты! Я верую в народ...", П. Ф. Якубович справедливо заметил: "В устах Некрасова это не только красивая фраза, а действительная "мечта" настрадавшегося сердца, его последнее убежище и святыня" (Мельшин Л. (Гриневич П. Ф.) Очерки русской поэзии, с. 167). Некрасов напоминает о недавнем прошлом страны, дает понять, что борьба не окончена, что она еще потребует жертв, что готовится "новый бой". Эту идею поэт проводит с помощью метафорических уподоблений (образы ненастья, бури, туч, грома и т. п.), характерных для вольнолюбивой русской поэзии. Основным лейтмотивом поэмы являются знаменитые строки, обращенные к будущему России, к будущему ее народа ("Иных времен, иных картин провижу я начало..."). Именно этот мотив определял и определяет отношение современников Некрасова и наше отношение к поэме в целом.

Бабайский монастырь -- Николо-Бабайский мужской монастырь в Ярославской губернии, основанный в XVI в.

Большие Соли -- село, расположенное неподалеку от Грешнева на берегу Волги.

Перекат -- порог на реке.

Паузиться -- перегружаться при мелководье на небольшие суда-дощаники (паузки).

В личных, высоких сапогах...-- Личные сапоги - кожаные сапоги, сшитые мездрою внутрь.

Чуйка -- длинный суконный кафтан халатного покроя.

Душистой поленикой. - Поленика (княженика, княженица) - небольшое растение из семейства разноцветных с красными ароматными ягодами, напоминающими по виду ежевику.

© timpa.ru 2009- открытая библиотека