Сыны "народного бича", С тех пор как мы себя сознали, Жизнь как изгнанники влача, По свету долго мы блуждали; Не раз горючею слезой И потом оросив дорогу, На рубеже земли родной Мы робко становили ногу; Уж виден был домашний кров, Мы сладкий отдых предвкушали, Но снова нас грехи отцов От милых мест нещадно гнали, И зарыдав, мы дале шли В пыли, в крови; скитались годы И дань посильную несли С надеждой на алтарь свободы. И вот настал желанный час, Свободу громко возвестивший, И показалось нам, что с нас Проклятье снял народ оживший; И мы на родину пришли, Где был весь род наш ненавидим, Но там всё то же мы нашли - Как прежде, мрак и голод видим. Смутясь, потупили мы взор - "Нет! час не пробил примиренья!" И снова бродим мы с тех пор Без родины и без прощенья!.. (1870) |
Примечания
Печатается по тексту первой публикации.
Впервые опубликовано: ОЗ, 1871, No 1, с. 240, с подписью: "Н. Некрасов", без даты.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. IV. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.
Автограф не найден. Сохранилась копия неизвестной рукой, чернилами - ИРЛИ, P. I, оп. 20, No 48. Правлена Некрасовым (карандаш). Ст. 23--28 вычеркнуты. По-видимому, автор предполагал переработать произведение. На обороте автографа наброска "Зазевайся, впрочем, шляпу..." (1877) (ЦГАЛИ, ф. 191, оп. 1, No 491) имеется следующая запись Некрасова:
Утро - 72--3
Сыны народного бича
74 год.
К. И. Чуковский высказал предположение, что стихотворение вызвано смертью Герцена. Датируется предположительно временем между 9 января 1870 г. (датой смерти Герцена) и 17 января 1871 г. (днем выхода в свет No 1 "Отечественных записок" за 1871 г.).
Стихотворение отражает размышления Некрасова об участи лучшей части русского дворянства - людей с "больной совестью". В одной из своих предсмертных биографических заметок поэт, говоря об отношении к отцу, писал: "Разница, повторяю, была между нами во времени, он пользовался своим правом, которое признавал священным:
Один...
свободно и дышал и действовал и жил.
Время вывело меня на широкую дорогу: "Сыны народного бича..." (далее приводятся ст. 1--4. - Ред.).
Не могу не сознаться, что даже в последние мои годы, когда я бывал в Грешневе, я чувствовал какую-то неловкость:
Смутясь <потупили мы взор>" (ЛН, т. 49--50, с. 143--144).
Сознание исторической вины своего класса в комментируемом стихотворении неразрывно с сознанием собственной вины. Мотив "покаяния" весьма характерен для лирики Некрасова 1860-- 1870-х гг. (см.: Гин М. Проблема долга перед народом в поэзии Н. А. Некрасова. - РЛ, 1971, No 2, с. 60--61).
..."народного бича"...-- Возможно, восходит к распространенному выражению "бич божий", связанному с библейским пророчеством из "Книги пророка Исайи" (гл. X, ст. 5, 26). В русской демократической поэзии слово "бич" весьма часто употреблялось как символ крепостнического гнета. См., например, стихотворение А. Н. Плещеева "По чувствам братья мы с тобой" (1846), ставшее в 1860-е гг. популярной студенческой песней:
И будем мы питать до гроба
Вражду к бичам страны родной.